Функциональная грамотность

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональную грамотность можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции — сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Нормативные документы

Наименование документаФайл/ссылка
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"ссылка
Приказ Рособрнадзора от 06.05.2019 г. №590 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"файл
Письмо Министерства просвещения Российский Федерации от 17.09.2021 г. № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"файл
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"файл
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 г. №ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"файл

Банки заданий по функциональной грамотности

Наименование ресурсаСсылка
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте РЭШссылка
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на сайте ФИПИссылка
Открытые задания PISA на сайте ФИОКОссылка
Банк заданий по функциональной грамотности на сайте издательства "Просвещение"ссылка
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (корпорация Российский учебник)ссылка

Повышение квалификации педагогических работников по формированию функциональной грамотности

Наименование ресурсаСсылка
Марафон по функциональной грамотности (ЯндексУченик)ссылка
Интенсив Я Учительссылка
Вебинары корпорации Российский учебникссылка
Тест "Цифровые компетенции педагога"ссылка
Методические материалы о функциональной грамотностиссылка